Арт-терапевтическая работа с возрастными кризисами
Практикующий психолог в своей работе достаточно часто встречается с запросом клиента, переживающего психологических конфликт, связанный с прохождением того или иного возрастного кризиса. Возрастные кризисы имеют свою специфику и являются нормальным необходимым процессом для человека с точки зрения его личностного развития.

Несмотря на это, необходимо понимать, что любой возрастной кризис – это настоящее испытание для человека, так как это тяжелый и остро переживаемый процесс, часто сопровождаемый суицидальными мыслями, ощущением «полного обрушения», депрессией, отсутствием смысла жизни и т.д.

Кризис характеризуется двумя принципиальными аспектами в переживаниях человека: с одной стороны, цели и ценности предыдущего этапа больше не являются актуальными и поддерживающими, появляется экзистенциальная пустота, а с другой - новые смыслы не найдены и человек находится в состоянии неопределенности.

Конструктивное проживания кризиса для клиента будет означать нахождение ресурсов для нового этапа, открытие новых возможностей, смыслов и ценностей, необходимых для перехода его на новый этап жизни и уровня функционирования. В случае «торможения», нежелания меняться и сопротивления происходящим переменам, человек сталкивается с остановкой в саморазвитии в силу непринятия реальности и ухода в иллюзии, что, в свою очередь может привести к стагнации личности и усилению невротических проявлений, таких как: расщепление, внутренний раскол, уход в алкоголизацию и т.д.

К последствиям неконструктивно прожитых возрастных кризисов могут быть отнесены: депрессии, панические, фобические расстройства, а также ряд психосоматических реакций.

Для психотерапевта является очень важным знание теории, психологии возрастных кризисов, а также владение практическими инструментами для психотерапии данных состояний. Это необходимо для того, чтобы специалист был компетентен для оказания психологической помощи клиенту в переживании и переработке острых кризисных состояний, а также в обретении новых индивидуальных смыслов, ценностей и целей, которые помогут ему завершить один этап и начать жить в новом.

В структуре семинара:

  • понятие возрастной кризис
  • основные критерии, проблемы и задачи возрастного кризиса
  • возрастной кризис как кризис самоопределения, причины сопротивления клиента и психологические способы его преодоления
  • общий обзор различных периодизации развития личности: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Александр Лоуэн и др.
  • Эрик Эриксон: возрастная периодизация; 8 стадий развития личности; последствия удачного и неудачного разрешения психологических задач, сопряженных с прохождение стадий развития личности
  • техники арт-терапевтического подхода в работе психолога с возрастными кризисами
Записаться на семинар