Комплекс психофизических упражнений, направленных на оптимизацию неблагоприятных функциональных состояний в процессе профессиональной деятельности
М.П. Прохорова, Н.С. Бирюкова
ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
С.В. Камратов
УРАО, г. Нижний Новгород
Источник: Сборник научных статей «Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке», 2014, с. 688-693
В ходе исследования разработан комплекс психофизических упражнений, направленных на оптимизацию неблагоприятных функциональных состояний в напряжённой профессиональной деятельности. Комплекс включает пять структурных компонентов: разминка, нервно-мышечная релаксация, биоэнергетические упражнения, тряска, релаксационные упражнения.

During the research a complex of psychophysical exercises aimed at optimizing negative functional states in the process of intense occupational activity was designed. The complex includes five structural components: warm-up, neuromuscular relaxation, bioenergetic exercises, jiggling, relaxation exercises.
Ключевые слова: функциональные состояния, психофизические упражнения, телесно ориентированная психология.

Keywords: functional status, psychophysical exercises, body-oriented psychology.
Проблема оптимизации функционального состояния (ФС) работающего человека неизменно сохраняет свою актуальность на протяжении более чем ста лет, так как данный показатель непосредственно связан с эффективностью деятельности. Поиском оптимальных способов нормализации ФС продолжают заниматься многие исследователи [1-5]. В последние годы интерес к данной проблеме только усиливается, что обусловлено постоянным изменением в структуре трудовых видов деятельности. Возрастает доля умственных видов труда в
целом и когнитивных компонентов в структуре каждой профессии. Кроме того, непрерывно внедряются новые технологии, модернизируется производство, увеличивается информационная насыщенность, коммуникативные нагрузки.

Эти процессы предъявляют повышенные требования к психологическим ресурсам профессионала и обусловливают необходимость поиска быстрых, простых и эффективных способов оптимизации ФС. В настоящее время изучению и применению методов оптимизации ФС субъекта труда посредством движения не уделяется достойного внимания. Еще в 1907 г. М.С. Уваров и Л.М. Лялин помимо обеденного перерыва предлагали устраивать утренний и вечерний перерывы с гимнастикой [6]. Общеизвестен факт широкого практического применения производственной гимнастики в советский период. Однако с того времени многое изменилось, в мировой и отечественной практической психологии накоплен богатейший опыт применения телесно ориентированных подходов [7-9]. В последние годы начали появляться и научные работы, ставящие себе целью разобраться в эффективности техник телесно-ориентированной психологии (ТОП) и иных психофизических упражнений. В частности, изучается влияние психофизических техник в детском, подростковом и юношеском возрасте [10-14]. Существует ряд исследований по коррекции психосоматических и психических расстройств средствами ТОП [15-17]. Разработаны научно обоснованные запатентованные авторские методы, одним из которых является метод антистрессовой подготовки «Ключ» Х.М. Алиева [18].

В организационной психологии общепризнанным является, что физические упражнения способны корректировать ФС. При этом актуальные психофизические техники воздействия на ФС взрослых людей в рабочей обстановке, которые бы отвечали требованиям современной жизни и использовали опыт,
накопленный мировой психологической наукой, сегодня день отсутствуют. Это и обусловило актуальность данного исследования.

В связи с этим целью данной работы стала разработка комплекса психофизических упражнений, направленного на оптимизацию ФС человека в процессе профессиональной деятельности и повышение работоспособности.
Формирование комплекса упражнений проводилось на основе системного подхода, принципов целесообразности, уместности, эффективности. При подготовке упражнений был интегрирован современный общемировой опыт ТОП, традиционных восточных духовных практик (йога и цигун) [19-23]. При отборе
упражнений в комплекс были включены только наиболее эффективные и быстродействующие упражнения, взаимодополняющие друг друга, а также наиболее уместные в контексте рабочей обстановки и дефицита времени.

Комплекс рассчитан в первую очередь на работников профессий «человек-знак» и «человек-человек» [24], то есть представителей специальностей, занятых преимущественно интеллектуальным трудом, связанным с переработкой и анализом информации, предполагающим общение с людьми. Мобильность таких работников сильно ограниченна в течение рабочего дня, основная рабочая поза сидячая, напряжены зрительный и слуховой анализаторы. Работа отличается высокой плотностью простых и сложных сигналов, высокими требованиями к объёму оперативной памяти.

Данный комплекс направлен на освобождение организма и психики от избыточного напряжения. В связи с тем, что «мышечное напряжение свидетельствует о наличии бессознательного контроля по удерживанию неотреаги-
рованных аффектов, оно опосредует снижение остроты чувственного восприятия и переживания» [11, с. 128], его снятие посредством психофизических упражнений способствует снижению выраженности неблагоприятных ФС. Предотвращение перенапряжения способствует полноте восстановления сил в периоды отдыха, нормализует эмоциональный фон деятельности. Выполнение данных упражнений способствует частичному освобождению мышечных зажимов, улучшению концентрации внимания на телесных ощущениях, более полному осознанию себя в настоящем моменте, повышении энергетического потенциала организма, что в свою очередь сказывается на увеличении работоспособности и развитии способности к самоконтролю.

Выполнение комплекса сопровождается специально подобранной музыкой, что способствует его лучшему усвоению, а также помогает стабилизировать психоэмоциональное состояние. Первый блок упражнений сопровождается жизнерадостной, активной музыкой; четвертый блок – музыкой с мелким, быстрым ритмом, удобным для тряски. В остальных случаях использовалась релаксационная музыка.
Комплекс упражнений выполняется непосредственно на рабочем месте. При этом у всех участников должно быть достаточно свободного пространства, чтобы развести руки в стороны, отвести согнутую в колене ногу. Если организация располагает такой возможностью, работники для применения комплекса могут перейти в отдельное просторное помещение.

Время проведения комплекса: обеденный или иной достаточно длительный перерыв в середине или второй половине рабочего дня. Продолжительность 33 минуты. Может выполняться как индивидуально, так и в группе. Никакое специальное оборудование не требуется. Все упражнения рекомендуется выполнять в положении стоя, часть упражнений по желанию может выполняться также сидя на стуле, если это отдельно оговорено.

Все упражнения комплекса поделены на пять блоков, каждый из которых содержит в себе ряд упражнений сходной направленности: разминка (12 минут); нервно-мышечная релаксация (7 минут); биоэнергетические упражнения Александра Лоуэна (3 минуты); тряска (4 минуты); релаксационные упражнения (7 минут).


Пример упражнения из разминки:
Название: Вытягивание шеи [19]. Время – полминуты. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка присогнуты, руки свободно свисают вдоль тела. Спина прямая, но не жесткая. Вес тела немного смещен вперед.
Описание упражнения: Положите кисти на затылок, пальцы переплетите. Надавливайте руками вниз так, чтобы голова склонилась как можно ниже. Дышите глубоко. Избегайте резких движений, усиливайте давление постепенно. Постарайтесь как можно лучше прочувствовать напряжение в шее.
Пример релаксационного упражнения:
Название: «Полет» [18] (управляемое идеомоторное движение). Время – 1 минута. Исходное положение: стоя с
прямой спиной, ноги на ширине плеч, колени слегка присогнуты. Глаза могут быть закрытыми или открытыми. Руки опущены.
Описание упражнения: Настройтесь на то, чтобы руки стали подниматься, «всплывать». Пусть поднимаются как крылья. Помогите себе приятными образными представлениями. Представьте, что руки – это крылья. Крылья несут вас! Вы — высоко-высоко над землей! Дышите свободно. Позвольте себе ощутить состояние полета, внутренней свободы. Настройтесь на желаемое вами состояние, например, чувство бодрости, легкости, уверенности в себе. Представьте, что вы уже достигли желаемой цели, решили задачи, поставленные перед собой.
Вывод: Комплекс психофизических упражнений, разработанный на основе системного подхода, принципов целесообразности, уместности и эффективности, позволит достигнуть цели, заключающейся в оптимизации ФС человека в процессе профессиональной деятельности и повышении работоспособности.

Литература
1. Бодров В.А. Современные представления о чувстве усталости // Психоло-
гический журнал. 2012. № 2. С. 23-33.
2. Бодров В.А. Психологический стресс: природа и преодоление. М.: ПЕР СЭ,
2006. 528 с.
3. Леонова А.Б. Психологические средства оценки и регуляции функцио-
нальных состояний человека. Автореф. дис. док. психол. наук /
А.Б. Леонова. Москва, 1988. 45 с.
4. Кузнецова А.С. Методы психологической саморегуляции и психопрофи-
лактика неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с
особенностями профессиональной деятельности. Дис. канд. психол. наук
А.С. Кузнецова. Москва, 1993. 271 с.
5. Злоказова Т.А. Психологическая саморегуляция как средство оптимизации
функционального состояния профессионалов в процессе бизнес-тренингов.
Дис. канд. психол. наук / Т.А. Злоказова. Москва, 2007. 194 с.
6. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учеб. по-
собие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 221 с.
7. Райх В. Функция оргазма. М: АСТ, 1997. 151 с.
8. Лоуэн А. Психология тела. М.: Институт Общегуманитарных исследова-
ний, 2010. 256 с.
9. Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера. М.: Эксмо, 2003.
352 с.
10. Козлова А.В. Формирование состава Я-концепции студентов с различным
уровнем здоровья через физические упражнения и овладение навыками
саморегуляции. Дис. канд. психол. наук / А.В. Козлова. Казань, 2004.
156 с.
11. Никитин В.Н. Психологическая коррекция неадекватного образа "Я" в
подростковом и юношеском сознании методами телесно-
ориентированного подхода. Дис. канд. психол. Наук / В.Н. Никитин. Мо-
сква, 2002. 197 с.
693
12. Шарипов Ф.Ш. Использование телесно-ориентированных методов для
адаптации подростков к учебной деятельности в условиях профессио-
нального лицея. Дис. канд. психол. наук / Ф.Ш. Шарипов. Самара, 1999.
288 с.
13. Федин Д.В. Педагогическая коррекция психоэмоционального состояния
студентов посредством использования полифункциональных гимнастиче-
ских упражнений. Дис. канд. пед. наук / Д.В. Федин. Москва, 2011. 183 с.
14. Куликова О.А. Влияние психофизических упражнений ушу на работоспо-
собность студенток I-II курсов. Дис. канд. пед. наук / О.А. Куликова.
Улан-Удэ, 2004. 166 с.
15. Смолова В.П. Телесно-ориентированная психотерапия психосо-
матических заболеваний сердечно-сосудистого профиля в условиях воен-
ного санатория. Автореф. дис. канд. мед. наук / В.П. Смолова. Санкт-
Петербург, 2000. 20с.
16. Суханова Н.С. Клинико-психологическая характеристика моряков, боль-
ных гипертонической болезнью, при обучении в школе пациентов с ис-
пользованием телесно-ориентированной психотерапии. Дис. канд. мед.
наук / Н.С. Суханова. Архангельск, 2008. 108 с.
17. Яковлев С.В. Групповая интегративная телесно-ориентированная психо-
терапия затяжных депрессивных и тревожных расстройств. Дис. канд.
мед. наук / С.В. Яковлев. Москва, 2009. 203с.
18. Алиев Х.М. Модель работы мозга и метод антистрессовой подготовки
«Ключ» для военнослужащих и представителей других опасных профес-
сий // Инновации в образовании. Издательство Современного гуманитар-
ного университета. 2009. № 1. С. 89-109.
19. Лоуэн А., Лоуэн Л. Сборник биоэнергетических опытов. М: ACT, 2004.
188 с.
20. Everly G. S., Rosenfeld R. The nature and treatment of the stress response. N.
Y., 1981.
21. Алиев Х.М., Андреев О.А. Новый метод психологической регуляции
«Стресс-трамплин»: использование «энергии» стресса для повышения
эффективности деятельности // Глобальный научный потенциал. Педаго-
гика и психология. 2013. № 5. С. 13-16.
22. Норбеков М. Опыт дурака, или Ключ к прозрению: Как избавиться от оч-
ков. М.: АСТ, 2010. 320 с.
23. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танце-вально-
двигательная терапия. СПб.: Речь, 2006. 286 с.
24. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Изда-
тельский центр «Академия», 2004. 304 с.
31 Мая / 2018

Автор: Сергей Камратов
Фотография: Unspalsh
E-mail: telpsy@yandex.ru
Телефон: +7 910 142 60 49
Соцсети: Facebook | Vk