Что может позволить предположить у клиента наличие психического заболевания? На что стоит обратить внимание на первой и последующих встречах.
 В структуре семинара:
 
 - Понятие нормы и патологии;
- Проявления психической патологии во внешнем виде, поведении, манере говорить с клиентом;
 - Что такое патопсихология. Возможности и преимущества патопсихологической диагностики 
в психотерапевтическом приёме;
- Патопсихологическое исследование (беседа, наблюдение, эксперимент) и его методики.
         Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Умение увидеть и выявить нарушения мышления позволит специалисту своевременно предположить у клиента наличие психической патологии.
 
 В структуре семинара:
 
- Виды нарушений мышления;
- Расстройства ассоциативного процесса (ускоренное, замедленное, паралогическое мышление и пр.);
- Патология суждений и умозаключений (навязчивые идеи, сверхценные идеи, бред);
 - Проявления нарушений мышления в речи клиента и его поведении;
 - Различные психические заболевания и соответствующие им нарушения мышления.
         Продолжаем изучать, и учимся выявлять нарушения мышления.
 
 В структуре семинара:
 
 - Методики диагностики нарушений мышления у клиента. Как распознать нарушения мышления в результатах используемых методик и соотнести их с тем или иным психическим заболеванием;
 - Типичные примеры проявлений нарушения мышления в результатах патопсихологического исследования при основных психических заболеваниях.
         Изучаем и учимся диагностировать остальные нарушения психической деятельности.
 
 В структуре семинара:
 
 - Нарушения памяти, внимания, умственной работоспособности;
 - Методики исследования памяти, внимания, умственной работоспособности;
 - Нарушения сознания. Формы и проявления нарушения сознания;
 - Виды и проявления нарушения восприятия;
 - Психические заболевания и их отражения в нарушениях психической деятельности.
         Дополнительная диагностика личности и эмоционально-личностной сферы может не только помочь выявить нарушения в этой сфере, но и дать 
 дополнительную информацию о клиенте для облегчения психотерапевтической работы.
 В структуре семинара:
 
 - Нарушения личности и эмоционально-личностной сферы;
 - Важность грамотной оценки эмоциональной сферы клиента для подтверждения или опровержения диагноза «депрессия»;
 - Пути исследования патологии личности, актуального эмоционального состояния, нарушений эмоциональной, волевой, мотивационно-потребностной сфер;
 -Методики диагностики этих нарушений. 
         Познакомившись с нарушениями психической деятельности и получив инструменты для выявления этих 
 нарушений, учимся проводить патопсихологическую диагностику.
 
 В структуре семинара:
 
 - Построение и интерпретация результатов патопсихологического исследования;
 - Примеры экспресс-диагностики;
 - Структура заключения;
- Отработка проведения патопсихологической диагностики друг на друге.
         Среди многообразия психической патологии специалисту в первую очередь нужно уметь «видеть» 
у клиента эндогенные заболевания, то есть расстройства, вызванные не внешними воздействиями (стрессами, травмами и пр.), а внутренними, эндогенными причинами (наследственная предрасположенность, нарушения биохимических и биофизических процессов в нервной системе). 
 Поскольку скорректировать такие заболевания только психотерапией и психокоррекцией невозможно, для полноценного лечения клиенту, помимо психотерапии, потребуется медикаментозное вмешательство. Одним из таких заболеваний является шизофрения.
 
 В структуре семинара:
 
 - Шизофрения: симптомы, виды, течение заболевания;
 - Проявления шизофрении в беседе и при патопсихологическом обследовании;
- Шизоаффективное расстройство, шизотипическое расстройство и шизоидная психопатия;
 
- Патопсихологическая диагностика как метод выявления заболеваний шизофренического спектра.
         Одними из самых часто встречающихся эндогенных заболеваний у обращающихся к психологу 
и психотерапевту клиентов являются эндогенные аффективные расстройства (расстройства настроения), в частности, эндогенная депрессия. Специалисту хорошо уметь отличать эндогенную депрессию (которая 
 для эффективного лечения требует врача) от экзогенной (которую сможет вылечить психолог-психотерапевт).
 
 В структуре семинара:
 
 - Эндогенные аффективные расстройства (эндогенная депрессия, биполярное аффективное расстройство, циклотимия);
 - Отличия эндогенной и экзогенной депрессии;
 - Возможности экспериментально-психологического исследования дифференциальной диагностики эндогенных аффективных расстройств. 
         Органические поражение ЦНС различной выраженности формируются по мере старения человека, возникают у разных людей неравномерно в разном возрасте и оказываются «питательным» фоном для формирования неврозов, нарушений аффективной сферы (депрессия) и других заболеваний. 
 Токсическое поражение ЦНС, наступившее вследствие неоднократного употребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотические вещества), приводит к формированию проявлений, сходных с признаками эндогенного расстройства. Проявления этих нарушений в беседе могут быть сходны (в речи, 
 поведении, в манере держать себя, в эмоциональных проявлениях).
 
 В структуре семинара:
 - Органические заболевания головного мозга (деменции, сосудистые заболевания головного мозга, травмы головного мозга, органические психические расстройства вследствие злоупотребления психоактивных веществ);
 - Методы патопсихологической диагностики для выявления этих заболеваний;
 - Дифференциальная диагностика.
 
         Остальные основные психические заболевания, с которыми может столкнуться специалист в своей практике.
 
 В структуре семинара:
- Эпилепсия;
 - Олигофрения;
 - Расстройства личности;
 - Невротические расстройства;
 - Возможности патопсихологической диагностики для выявления этих заболеваний;
 - Дифференциальная диагностика.
 
         Специалисту, работающему с детьми, важно как можно быстрее увидеть у маленького пациента неврологическую или психиатрическую патологию для своевременного и эффективного лечения.
 
 В структуре семинара:
 
 - Особенности патопсихологической диагностики детей;
 - Возрастные нормы;
 - Методики для выявления основных типов дизонтогенеза(нарушенного развития): умственной отсталости, задержки психического развития, расстройств аутистического спектра. 
 
         Тренировка полученных навыков.
 
 В структуре семинара:
 
 - Отработка интерпретации результатов патопсихологической диагностики по протоколам пациентов 
с разными психическими заболеваниями;
 - Проведение патопсихологического исследования с синдромным анализом и написанием заключения.