Что может позволить предположить у клиента наличие психического заболевания? На что стоит обратить внимание на первой и последующих встречах.
В структуре семинара:
- Понятие нормы и патологии;
- Проявления психической патологии во внешнем виде, поведении, манере говорить с клиентом;
- Что такое патопсихология. Возможности и преимущества патопсихологической диагностики
в психотерапевтическом приёме;
- Патопсихологическое исследование (беседа, наблюдение, эксперимент) и его методики.
Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Умение увидеть и выявить нарушения мышления позволит специалисту своевременно предположить у клиента наличие психической патологии.
В структуре семинара:
- Виды нарушений мышления;
- Расстройства ассоциативного процесса (ускоренное, замедленное, паралогическое мышление и пр.);
- Патология суждений и умозаключений (навязчивые идеи, сверхценные идеи, бред);
- Проявления нарушений мышления в речи клиента и его поведении;
- Различные психические заболевания и соответствующие им нарушения мышления.
Продолжаем изучать, и учимся выявлять нарушения мышления.
В структуре семинара:
- Методики диагностики нарушений мышления у клиента. Как распознать нарушения мышления в результатах используемых методик и соотнести их с тем или иным психическим заболеванием;
- Типичные примеры проявлений нарушения мышления в результатах патопсихологического исследования при основных психических заболеваниях.
Изучаем и учимся диагностировать остальные нарушения психической деятельности.
В структуре семинара:
- Нарушения памяти, внимания, умственной работоспособности;
- Методики исследования памяти, внимания, умственной работоспособности;
- Нарушения сознания. Формы и проявления нарушения сознания;
- Виды и проявления нарушения восприятия;
- Психические заболевания и их отражения в нарушениях психической деятельности.
Дополнительная диагностика личности и эмоционально-личностной сферы может не только помочь выявить нарушения в этой сфере, но и дать
дополнительную информацию о клиенте для облегчения психотерапевтической работы.
В структуре семинара:
- Нарушения личности и эмоционально-личностной сферы;
- Важность грамотной оценки эмоциональной сферы клиента для подтверждения или опровержения диагноза «депрессия»;
- Пути исследования патологии личности, актуального эмоционального состояния, нарушений эмоциональной, волевой, мотивационно-потребностной сфер;
-Методики диагностики этих нарушений.
Познакомившись с нарушениями психической деятельности и получив инструменты для выявления этих
нарушений, учимся проводить патопсихологическую диагностику.
В структуре семинара:
- Построение и интерпретация результатов патопсихологического исследования;
- Примеры экспресс-диагностики;
- Структура заключения;
- Отработка проведения патопсихологической диагностики друг на друге.
Среди многообразия психической патологии специалисту в первую очередь нужно уметь «видеть»
у клиента эндогенные заболевания, то есть расстройства, вызванные не внешними воздействиями (стрессами, травмами и пр.), а внутренними, эндогенными причинами (наследственная предрасположенность, нарушения биохимических и биофизических процессов в нервной системе).
Поскольку скорректировать такие заболевания только психотерапией и психокоррекцией невозможно, для полноценного лечения клиенту, помимо психотерапии, потребуется медикаментозное вмешательство. Одним из таких заболеваний является шизофрения.
В структуре семинара:
- Шизофрения: симптомы, виды, течение заболевания;
- Проявления шизофрении в беседе и при патопсихологическом обследовании;
- Шизоаффективное расстройство, шизотипическое расстройство и шизоидная психопатия;
- Патопсихологическая диагностика как метод выявления заболеваний шизофренического спектра.
Одними из самых часто встречающихся эндогенных заболеваний у обращающихся к психологу
и психотерапевту клиентов являются эндогенные аффективные расстройства (расстройства настроения), в частности, эндогенная депрессия. Специалисту хорошо уметь отличать эндогенную депрессию (которая
для эффективного лечения требует врача) от экзогенной (которую сможет вылечить психолог-психотерапевт).
В структуре семинара:
- Эндогенные аффективные расстройства (эндогенная депрессия, биполярное аффективное расстройство, циклотимия);
- Отличия эндогенной и экзогенной депрессии;
- Возможности экспериментально-психологического исследования дифференциальной диагностики эндогенных аффективных расстройств.
Органические поражение ЦНС различной выраженности формируются по мере старения человека, возникают у разных людей неравномерно в разном возрасте и оказываются «питательным» фоном для формирования неврозов, нарушений аффективной сферы (депрессия) и других заболеваний.
Токсическое поражение ЦНС, наступившее вследствие неоднократного употребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотические вещества), приводит к формированию проявлений, сходных с признаками эндогенного расстройства. Проявления этих нарушений в беседе могут быть сходны (в речи,
поведении, в манере держать себя, в эмоциональных проявлениях).
В структуре семинара:
- Органические заболевания головного мозга (деменции, сосудистые заболевания головного мозга, травмы головного мозга, органические психические расстройства вследствие злоупотребления психоактивных веществ);
- Методы патопсихологической диагностики для выявления этих заболеваний;
- Дифференциальная диагностика.
Остальные основные психические заболевания, с которыми может столкнуться специалист в своей практике.
В структуре семинара:
- Эпилепсия;
- Олигофрения;
- Расстройства личности;
- Невротические расстройства;
- Возможности патопсихологической диагностики для выявления этих заболеваний;
- Дифференциальная диагностика.
Специалисту, работающему с детьми, важно как можно быстрее увидеть у маленького пациента неврологическую или психиатрическую патологию для своевременного и эффективного лечения.
В структуре семинара:
- Особенности патопсихологической диагностики детей;
- Возрастные нормы;
- Методики для выявления основных типов дизонтогенеза(нарушенного развития): умственной отсталости, задержки психического развития, расстройств аутистического спектра.
Тренировка полученных навыков.
В структуре семинара:
- Отработка интерпретации результатов патопсихологической диагностики по протоколам пациентов
с разными психическими заболеваниями;
- Проведение патопсихологического исследования с синдромным анализом и написанием заключения.