Научно-образовательный центр телесной психологии

... об упрямых амёбах и их "воле к жизни"

Друзья, если Робет Сапольски был самым психологичным из прочитанных мной нейробиологов, то Антонио Дамасио оказался самым психоаналитичным, экзистенциальным и, не побоюсь этого слова, поэтичным исследователем neuroscience. Вот это вот: «упрямое желание существовать» и «воля к жизни» – это он про амёб. Но, несмотря на свою поэтичность, Антонио Дамасио довольно строг и основателен, когда переходит к описанию научных исследований. Наверное, поэтому у него такое неравнодушное отношение к трудам З. Фрейда («возмущение или восторг»).
Вам, наверное, знакомо ощущение, когда опытный и увлечённый своим делом экскурсовод, идя по улице, начинает свою речь и вдруг ничем не примечательные раньше постройки начинают оживать, одушевляться и получают свою историю? Вот в этой книге точно также. Автор, бродя между разного рода анатомическим субстратом, мимоходом «одушевляет» его, рассказывая о протекающих в нём процессах формирования, развития и перспектив сознания и самости.  
Да-да, друзья. Антонио Дамасио замахнулся не только на сознание, но и на самость. Причём с присущей ему основательностью даже классифицировал и соотнёс: протосамость - протосознание, базовая самость - базовое сознание, автобиографическая самость – автобиографическое сознание.
Вообще Антонио Дамасио очень «телесен» в своих рассуждениях. Его основной тезис: самость, сознание и всё психическое имеет своей основой – телесные ощущения, которые всегда влияют на все психические процессы: сознание, память, эмоции и др. А эмоции являются неотъемлемым признаком сознания. На этом А. Дмасио не останавливается и пишет, что все социальные конструкты и культура также, исходя из этой логики, являются производными наших телесных процессов. А если всё описанное связать с эволюцией, то получается, что живые организмы, получив в наследство от одноклеточных гомеостатический импульс, проходя через все пертурбации и этапы эволюции, выдали человечество, которое в свою очередь сотворило социокультурный гомеостаз. И на этом история не остановилась. Через обратную связь развитие культуры ведёт к изменениям в геноме. Таким образом, введено понятие генетического бессознательного.
«Живой организм – главная точка отсчёта, а управление жизненными процессами – потребность и мотив. Способность мозга создавать карты тела – это сила, двигатель, который превращает простое управление жизнью в управление под воздействием психики, а в итоге – в осознанное и разумное управление жизненными процессами».
Теория Антонио Дамасио о соматических маркерах, для изучения которой я, собственно, и приобрёл эту книгу, к сожалению, здесь лишь упоминается. Но, как говорилось в одном фильме, будем искать!
Остаюсь на связи!
Блог