Терапия травмы в телесно-ориентированной психотерапии. Часть 1

В психотерапевтической практике одним из центральных понятий является понятие психологической травмы. Зачастую работа с ней является основным фокусом терапевтических воздействий. Для практикующего специалиста является важным умение разбираться в многообразии данного явления, так как оно неоднородно и многообразно, а различные его особенности определяют стиль работы, интервенции, тактику и стратегию. Недостаточно констатировать, что у клиента имеет место травматизация. Необходимо разбираться в этиологии, характеристиках, диагностическом и прогностическом аспектах, выборе соответствующих инструментов, основанных на верном понимании специфики травмы.
В структуре семинара:
- Понятие психотравмы. Виды травм. Для работы с темой психологических травм актуальным является прояснение самого понятия и разнообразия его проявлений. Необходимо уметь проводить дифференциальную диагностику травм с целью выбора адекватной линии терапии;
- Перинатальная травма (внутриутробный период, процесс рождения, период непосредственно после рождения). Факторы, имеющие фоновое влияние на жизнь человека, на его отношения с миром, отношения с собой. Опыт рождения может быть определяющим в возникновении дружественной или враждебной (параноидальной) установки в отношении к внешнему миру. Для практикующего специалиста знания в данной области являются необходимыми, так как часть жалоб и симптомов клиента определяется именно этим опытом, а он, в свою очередь, является довербальным и почти не может быть вспомнен. Следовательно, специалисту нужно уметь распознавать маркеры перинатальной травматики и выбирать соответствующие способы терапии;
- Травма развития. При прохождении человеком стадий психологического развития есть этапы наиболее чувствительные к воздействию определенных факторов, которые могут нанести психике ущерб именно в этом возрасте и именно в данных условиях, чего не случилось бы, если бы некое событие произошло раньше или позже. Травма развития связана с депривацией удовлетворения наиболее важных потребностей ребенка в определенные периоды жизни. В этой части семинара будут рассмотрены: 1) периоды детства и их главные психологические задачи, 2) последствия нарушений оптимальном разрешения этих задач, 3) способы работы с данной проблематикой;
- Трансгенерационная травма. Травматичный опыт предшествущих поколений, влияющих на жизнь клиента, но им не осознающийся. Некоторые установки, реакции на происходящее, стиль жизни клиента могут определяться тяжелым наследием предков: родителей, бабушек и дедушек, страны. Умение терапевта обращаться с этой областью бессознательного дает возможность работать с той проблематикой клиента, которая не имеет непосредственного отношения к его индивидуальному биографическому опыту. В этом блоке акцент делается на способах изучения семейной истории, выявления связи с ней симптомов клиента, возможности терапевтического воздействия.;